Здравствуйте, будем знакомы.

О нас Добавить комментарий   

Как много новых технологий,

К нам с новым веком в класс пришло...

Сейчас возможности открыл компьютер

Дерзай смелей! Все хорошо!

это еще раз, я.

 Меня зовут Анна Валентиновна Скобцова!

Учитель изобразительного искусства

Учитель основ безопасности жизнедеятельности

Социальный педагог

Моё педагогическое кредо:

"Совершенствуй себя, и все, что ты будешь делать, будет совершенным"


Тема сомообразования и экcпериментальной работы: "Инновационный подход в применении ИКТ для формирования ключевых компитенций школьника на уроках и внеурочной деятельности"."Социализация личности".


 

« Формирование интереса к урокам изобразительного искусства »

Методическая копилка Добавить комментарий   

Государственная образовательная политика исходит из данного в Законе «Об образовании» определения: образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства. Эта целенаправленность заключается и в формировании гражданской ответственности, правового самосознания, духовности и культуры, чувства любви к Родине, ответственности за её судьбу.
    В современной общеобразовательной школе одно из центральных мест в развитии личности школьников занимает искусство, художественные дисциплины, способные формировать высокий эстетический вкус, развивать чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения искусства, памятники архитектуры, красоту и богатство природы. «Искусство обучения есть искусство будить в юных душах любознательность и затем удовлетворять ее ", - писал А.Франс.
Учителю изобразительного искусства необходимо открыть учащимся радость творческого труда, выработать у ребят жажду общения с подлинным искусством, умение сопереживать.
 Встреча с прекрасным пробуждает и развивает самые высокие духовные чувства человека. Важно начать развитие лучших чувств и эмоций человека как можно раньше. И с успехом это можно сделать в процессе постоянного целенаправленного обучения учащихся. Поэтому моя цель развитие  изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетических чувств и понимания прекрасного.


Наряду с другими,  одной из главных задач по отношению к ученикам я ставлю:
1.    Создать и сохранить интерес к знаниям изо.
2.    Научить управлять собственной деятельностью, самовыражаться.
3.    Воспитать творческую и развитую личность.
4.    Формировать высокий эстетический вкус, развивать чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения искусства, памятники архитектуры, красоту и богатство природы.

Зарождение  искусства.
Искусство возникло тогда, когда у человека все больше и больше появлялась тяга к прекрасному - потребность украсить все, что его окружало. Началось это давно. Наш далекий предок еще жил в каменных пещерах, одевался в звериные шкуры, охотился на зверя, чтобы пропитаться, но находилось у него время и для творчества. Он наводил узоры на предметах повседневного обихода, лепил фигурки людей и животных, выбивал на скалах целые картины. На протяжении долгого времени искусство продолжало развиваться. Каждое поколение художников оставляло лучшее, добавляло свое. И поскольку результаты такого творчества принадлежат не одному человеку, а многим поколениям людей, его стали называть “народным”.  
  Народное искусство того народа, которое вместе с ним прошло историю, отразило национальные черты. Материалом для творчества народного художника служило все; что его окружало: камень, кость, ткань. Более всего наш далекий предок любил дерево, потому что он жил в окружении леса. Лес доставлял и давал ему кров и пищу. Из дерева он строил себе жилье, делал все необходимое.  Предметы, созданные из него руками мастера, рассказывают нам, каким художник представлял мир, как умел соединить назначение вещи с ее красотой.                           
Знакомясь постепенно с вещами наших предков, искусством их создателей, мы как бы заглядываем в далекий мир, узнаем о жизни и творчестве наших предков.  Различия в условиях жизни нашли свое отражение в искусстве, наложили на него свой отпечаток. В процессе развития особенности сложились в традиции, которые соединили в себе самые характерные черты. Они стали все больше и больше напоминать нам ниточку, тянущуюся из глубокой древности в наши дни. В число таких особенностей входят темы орнамента, колорит, сюжет, ритмы.
Эстетическое воспитание на уроках изобразительного искусства.
Не так уж много дисциплин, на которых можно уделить внимание эстетическому и художественному развитию, воспитанию чувств. Искусство обладает огромной си¬лой, которая воздействует на человека. Им можно лечить, учить думать и размышлять, оценивать поступки, творить, воспитывать и вдохновлять. Программы по изобразительному искусству, с которыми я работаю,  нацеливают на формирование оценочного суждения учащихся о жизни, себе, людях, на приобщение их к русской художественной культуре и культуре наро¬дов других стран. С помощью искусства мы, школьные учителя, можем «сеять» разум¬ное и доброе. Искусство не может воспи¬тать человека равнодушного, слабого.
 На уроках изобразительного искусства мы имеем возможность говорить о красивых и некрасивых поступках, о добре и зле, об отношении человека к природе, к пожи¬лым людям, животным, об отношении к ис¬кусству, т.е. формировать внутренний мир детей средствами искусства. Так же мы можем передавать опыт наших предков детям и делать их наследниками тех духовных ценностей, которые доста¬лись нам от предыдущих поколений. А что¬бы это произошло, нужно сформировать ус¬тойчивый интерес к урокам изобразитель¬ного искусства, тягу к познанию искусства и творчества.
  Но почему – то с возрастом у многих детей падает интерес создавать прекрасное, творить чудеса своими руками.
 В подтверждение этому  есть у  поэта Валентина Берестова  шуточное стихотворение:
                 У маленьких учеников
                 Спросил художник Токмаков:
                « А кто умеет рисовать?»-
                Рук поднялось – не сосчитать.
                        Шестые классы. Токмаков
                         И тут спросил учеников:
                        « Ну, кто умеет рисовать?»
                         Рук поднялось примерно пять.
                В десятых классах Токмаков
                Опять спросил учеников:
               « Так кто ж умеет рисовать?»
                Рук поднятых не видать.
                        
          А ведь ребята в самом деле
                         Когда – то рисовать умели.
                         И солнце на листках смеялось!
                         Куда все это подевалось?»


И чтобы не случилось так, как написал поэт в условиях современной практики преподавания важно наличие у учителя личностно – ориентированной направленности. На уроках изобразительного искусства я подбираю методы, приёмы и формы работы с учетом индивидуальных способностей детей, их возрастных особенностей, а также интеграции на различных этапах урока.
Формы обучения: 

  •     избегаю императивного подхода, т.е. информативного способа передачи знаний в процессе обучения, обращаюсь к мотивирующему обучению, которое базируется на совместной деятельности педагога и учащихся;
  •    сценарии уроков выстраиваю по схеме: "прочувствовать - осознать - выявить свое отношение";
  •    активный творческий поиск (педагога и учащихся) - основа процесса обучения на уроках;
  •   дифференцированный подход;

  формы урока: беседа - диалог, проблемные, коллективные формы творческой работы (развитие "коллективных эмоций"). Сочетание коллективной и индивидуальной работы (творческие рисунки, поделки из природного и бросового материала, и т.д. Ведь работа с разными материалами помогает выявлять способ¬ности учащихся);

  •   комплексное использование разных видов искусства (музыки, литературы, др.).

Методы обучения:

  •     эмоционально-художественное "погружение", (Например, детям очень нравиться изображать свое настроение.)
  •     художественно-творческое и образное моделирование (Очень важный момент урока — работа над образом. Исходя из целей и задач урока,  продумываю, что лучше применить для создания художественного образа — стихи или прозу, что помо¬гает учащимся  увидеть мир по-иному, развивает у них воображение, активизирует творческий процесс. Тонко подмеченная, искусно воспетая в стихах образность при¬роды помогает увидеть волнующую пре¬лесть цветущих яблонь, зеленых лугов, бе¬лоствольных березок или пережить приход весны. Возьмем, например, отрывок из сти-хотворения «Весна»:  

 Весна, весна!
Как воздух чист,
Как ясен небосклон!
Своей лазури та живой.     
Слепит мне очи он.
Весна, весна!
Как высоко.      
Взревев, река несет    
 На торжествующем хребте
Поднятый ею лед …
Всего-то несколько строк, а перед нами встает зримый образ природы. Мы слышим мощный рев реки, чувствуем свежесть ве-сеннего ветра, ощущаем глубину неба, яр¬кость солнца, торжество природы. Стихи помогают учащимся передать настроение в творческой работе, а может быть, музыку, как метод стимулирования образного мышления.

рисунок1на уроке

Вдохновение.

 

 

Музыка — чудодейственное средство, ко¬торое глубоко проникает в душу, заставляет детей радоваться, печалиться, переживать. Да и не только их ... Представьте, что вы с удо¬вольствием смотрите балет по телевизору и вдруг исчезает звук. И нет больше очарова¬ния, настроения. Вы видите только технику исполнения танца, и вам становится скучно. Поэтому на уроках изобразительного искус¬ства желательно использовать музыкальные фрагменты. На своих уроках для создания творческого настроения использую  отрывки  из классических произведений русских композиторов.
На одном из уроков я спросила: «Что та¬кое музыка? Можно ли нарисовать музы¬ку?» Ответы были разные.
Про¬читала отрывок из стихотворения:
Я хочу увидеть музыку.   
Я хочу услышать музыку.
Что такое эта музыка?   
Расскажи мне о ней.
Птичьи трели — это музыка,
И капели — это музыка.
Есть особенная музыка
В тихом шелесте ветвей.          

  •    «А давайте попробуем нарисовать музы¬ку ветра, музыку дождя и музыку солн¬ца», — предложила я. Рассказала о музыканте Э. Григе и его му¬зыке. На уроке учащиеся слушали фрагмен¬ты из разных по настроению музыкальных произведений, а потом рисовали музыку. Названия работ звучали красиво: «Музыка моря», «Солнечная соната», «Вальс роз», «Музыка дождя», «Музыка рассвета»);

рисунок2

музыка добра и света.аромат розыхрустальный звон.


  •     активизация воображения и творческого представления, (Игровые приемы помогают осваивать колорит, как и чтение стихов, в ко¬торых колорит уже определен. Например:  


Осень желтой краской провела по лесу,   
На ветвях развесив желтую завесу.
Желтою метелью замела дороги,  
В желтые сугробы наступают ноги.
Покачала осень на прощанье веткой,
Уронила наземь желтые монетки.


Ни в коем случае нельзя говорить, что учащиеся должны нарисовать... Это вызы¬вает негативное отношение к заданию. Луч¬ше сказать: «Давайте попробуем выразить в рисунках свое отношение...» На такое пред¬ложение реагируют лучше. Формулировка темы урока должна интриговать учащихся. Вместо «Сегодня будем рисовать на тему «Осень» говорю: «Сегодня мы отправляемся в чудесное осеннее царство»;

  1.   сравнение и сопоставление;
  2.     импровизация;
  3.     игровое подражание;
  4.    субъективная трансформация (произвольное видоизменение тех или иных средств художественной выразительности)


рисунок3.


Рисуем осень.

Уроки изо не должны проходить скучно и однообразно. В начале каждого урока стараюсь настроить учащихся на встречу с чем-то необычным, увлекательным. В первую очередь в своей практике я пришла к необходимости перевоплотить идею “минуток чистописания” в минутки “чисторисования” - пятитиминутки, которые провожу в начале урока. Сначала просто учила делать наброски всего, что предлагали дети: животных, предметов, растений. А потом в моей практике появились пятиминутки воображения, фантазии (А что же это, если не зачатки творчества). “ Чтобы самой себе доказать действенность введенных пятиминуток в начале учебного года, я провела тестирование умений изобразительной деятельности в 5-х классах, которые только пришли ко мне: лист альбома разбивается на восемь квадратов, в каждом из которых ученик должен нарисовать какой-либо предмет, животное, пейзаж, натюрморт и, обязательно, отвлеченное понятие – настроение, мечту. В течение половины года работала на пятиминутках со всеми классами, кроме одного, оттачивая навыки и умения, используя имеющиеся и приобретаемые знания. В конце полугодия повторное тестирование по тем же заданиям в восьми квадратах наглядно показало качественный скачок изобразительных умений в классах, где регулярно проводились “пятиминутные” занятия и отсутствие больших сдвигов в классе, где они не применялись. Это дополнение в структуру урока позволяет больше дать детям, повысить его плотность, несмотря на сорок минут один раз в неделю.

Приложение 1

Поэтапное рисование белки на минутках чистописания.

Рисуем белку. рис.1рис.2рис.3рис.4рис.5

рис.6



Урок – это то, что на 100 процентов зависит от педагога. Поэтому в работе нельзя обойтись без «НОУ-ХАУ»,  использование  ИКТ, и Проектных технологий. 

рисунок4

ИКТ на уроках ИЗО

Неотъемлемой частью учебного процес¬са становится современная техника: телеви¬зоры, компьютеры, видеоплееры, сканеры, мультимедийные установки. Вместе с тех¬никой в школу  пришли  и новые пе-дагогические технологии. Применение техники требует особой проработки драматургии урока. Используя экран, можно совершать путешествия по разным странам и знакомить учащихся с мировыми шедеврами архитек¬туры, скульптуры, изобразительного и декоративного искусства. Соединение поэти¬ческого слова, музыки, слова учителя и сов¬ременной техники может превратить урок изобразительного искусства в увлекатель¬ное зрелище. Учитель может остановить мгновение с помощью пульта и обратить внимание учащихся на определенное явле¬ние искусства. Также я использую на уроках тесты, кроссворды, поэтапное рисование, мониторинг и конечно в перспективе проводить виртуальные экскурсии.

Энциклопедия искусства - http://www.artprojekt.ru/Menu.html, ЦОР поурочные планы - http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/00000903-a000-4ddd-0347-33004760182a/90295/?interface=catalog&rubric_id[]=81580&rubric_id[]=81588&rubric_id[]=90295&rubric_id[]=90296&sort=order
Учащиеся владеют компьютерными технологиями, а учителю изобразительного искусства это просто необходимо.
    Элементы проектных технологий  используют многие учителя, поэтому предлагаю конкретный пример, как можно провести проект с учащимися 8 класса по теме: «Шрифт – основа графического дизайна». На одном из уроков,  учащимися был задан вопрос: является ли шрифт основой графического дизайна?
Чтобы ответить на этот вопрос необходимо выяснить ряд других вопросов:
1.    Что заставило человека загнать  открытость, откровенность рисунка в таинственный знак букв?
2.    Что повлияло на начертание знаков?
3.    Что такое шрифт?
4.    Роль шрифта в дизайнерском искусстве?
5.    История возникновения шрифта?

Деятельность учащихся.
•    Изучение различных источников информации: печатных изданий, электронных носителей;
•    Отображение полученных результатов с помощью компьютера, в наглядной форме;
•    Обобщение полученных результатов и формулировка выводов;
•    Представление проекта.
•    Выполнение буклета.
Этап    Содержание деятельности    Время
Введение в тему    Учащиеся вместе с учителем формулируют творческое название проекта и  проблемные вопросы, которые вытекают из озвученного учителем основополагающего вопроса.     1 час
Организация групп    Учащиеся выбирают заинтересовавшую их проблему и при желании объединяются в группы.    
Обсуждение со школьниками возможных источников    Формирование предполагаемого списка Web-сайтов, имеющихся библиотечных и медиа-ресурсов в школе по данной теме, обсуждение с учащимися правил цитирования источников.    1 час
Выбор программных продуктов для  оформления результатов работы над проектом    Коллективное обсуждение возможных форм представления проекта. Объяснение учителем критериев оценивания для каждой формы: презентация, публикация, Web-сайт.    
Самостоятельная работа учащихся    Определение каждым индивидуального плана работы (при необходимости с помощью учителя). Выполнение разработанного плана авторами проекта.     1 урока
Оформление результатов    Подготовка презентации по отчёту о проделанной работе, согласно представленным учителем критериям оценивания проектов.    1 урока
Подведение итогов    Защита полученных результатов, выводы.    1 урока

Примеры работ учащихся.
презентация учеников  «Что заставило человека загнать  
открытость, откровенность рисунка в таинственный знак букв?»
 публикация учеников «Требования, предъявляемые к шрифтовой композиции»,  «Советы по созданию шрифтовой композиции» Дидактические материалы для самостоятельной работы учащихся: кроссворд, тест, памятка.  Показать со слайда.

К результативности моей деятельности я отношу:
•    положительную мотивацию на уроках с применением ИКТ, создание условий для получения учебной информации из различных источников (традиционных и новейших);
•    обретение компьютерной грамотности и оптимальное использование информационных технологий в учебном процессе;
•    умение разрабатывать современные дидактические материалы и эффективное их использование в учебном процессе;
•    возможность развивать творческий потенциал личности  с помощью компьютерных программ и сети ИНТЕРНЕТ.

Design by N.Design Studio
Support RusEdu
Администрация сайта не несёт ответственности за размещаемый пользователями контент.